Профессиональный компас

Что такое профессиональная ориентация?

Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.                                    Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. 

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.                                                                                       

   Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.                                                      К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.     

 Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.                                                                                                                                                                                                                                                                 

     Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь.                                                                                                                                                                                                                                  Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

в МКДОУ разработан и уже активно реализуется управленческий проект данному направлению «Детский сад - пространство выбора» .


     Цели проекта:   

1.Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.

2. Создание условий для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых и профессиями, наиболее востребованными в районе и р.п. Елань-Коленовском в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в практические ситуации.                                                                    

3. Организация  взаимодействия внутри ДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной профориентационной среды.                                           

4. Повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива в данном направлении.                                                                                                                                               

5. Развитие социального партнёрства с предприятиями экономической и социальной сферы посёлка.                                                                                

Ключевые задачи проекта:  

- организовать  в  образовательном  пространстве  ДОУ,  в  условиях  реализации ФГОС ДО, предметно-игровую среду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к её содержанию: материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению, к ранней профессиональной ориентации  детей;                                                                                

 - разработать коллективом МКДОУ и внедрить в образовательную работу со старшими дошкольниками программу «Первые шаги в мире профессий» (из опыта работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста);                                                                                               

 - обучить педагогов на семинарах (курсах повышения квалификации) ведение профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения;                                                                                                                                                                                                                        

 - организовать сопровождение педагогических работников по ведению деятельности по ранней профориентации в ДОУ;                                                                                                            

 - обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;                                                                  

   

- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;                                                                                                                              


- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;                                                                                                         

  - использовать инновационные формы вовлечения родительской общественности в совместную реализацию проекта;                                                                                        

 - взаимодействовать с семьями воспитанников через организацию мероприятия «Встречи с интересными людьми».                                                                                                   

 - использовать информационно-коммуникативные технологии для диссеменации опыта реализации программы «Первые шаги в мире профессий»;                                                                                                     

  - оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников предпосылок готовности изучения профессий средствами игрового оборудования.